Поединок между 15 usb/spdif конвертерами

Статья с форума портала "Computer Audiophile"



За последний год мне представился случай опробовать в деле и сравнить более 15 различных USB/SPDIF конвертеров. Это было удивительное путешествие в мир компьютерного аудио, которое в итоге заставило меня продать свой CD-транспорт и перейти на «Темную Сторону Силы», чего я даже не мог предположить еще 2-3 года назад.


15 конвертеров USB / SPDIF

Вот полный перечень конвертеров, которые я протестировал (от самого дешевого до самого дорогого):


  • Matrix USB 24/96 - $59
  • Musical Fidelity V-Link II - $199
  • Hegel HD2 - $350 (это, по сути, USB ЦАП, но его также можно использовать как автономный USB/SPDIF конвертер)
  • Halide Design The Bridge - $399
  • JK SPDIF Mk3 - $436 (335 евро)
  • Stello U3 - $495
  • M2Tech HiFace Evo - $499
  • Audiophilleo 1/2 -$579/$979
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply (блок питания) - $990
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply (блок питания) + Evo Clock (тактовый генератор) - $1485
  • Berkeley Alpha USB - $1890
  • Empirical Audio Off Ramp Turbo 5 - $2249 (протестирован вместе с модулем Dual Turboclock стоимостью $700 и регулятором S/PDIF Hynes стоимостью $250)
  • Soulution 590 - $3000
  • dCS U-Clock mk1 (24/96) - $4990

Все конвертеры были протестированы на моих ЦАПах: dCS Scarlatti и Metrum Octave. Это второй раунд поединка, ранее я также тестировал их с ЦАПами Accuphase DC-801, Metrum HEX, Berkeley Alpha Series II и McIntosh MDA-1000. Что касается компьютерного обеспечения, я использовал сервер «hi-man» (оборудованный мощным процессором i5, быстрой оперативкой, твердотельным накопителем, блоком питания Seasonic без вентиляторного охлаждения и различными компонентами SOtM, включая PCI/USB карту SOtM) под управлением Windows 7 (64 bit), ПО JRMC 17 и JPlay v.4.1.


15 конвертеров USB / SPDIF

Для поединка я выбрал великолепные кабели AudioQuest Diamond USB, Kimber D-60 RCA->BNC, универсальный BNC->BNC кабель dCS и позднее также Stealth Varidig Sextet AES/EBU. В качестве контрольного устройства был использован CD/SACD транспорт dCS Scarlatti с отключенным внешним генератором (чтобы уровнять условия между USB конвертерами и dCS транспортом). Включение внешней синхронизации и подчинение dCS транспорта dCS ЦАПу (или внешнему тактовому генератору dCS) в дальнейшем улучшило производительность dCS транспорта, но в рамках данного состязания меня интересовала только работа через SPDIF.


dCS Scarlatti

Более поздние тесты также включали CD транспорт Stello CDT-100 и цифровой транспорт Bryston BDP-1.


Stello CDT-100 и Bryston BDP-1

Чтобы вы лучше поняли масштаб различий между этими конвертерами, я решил оценить каждый из них по 100-балльной системе. Меня нельзя назвать большим поклонником оценочных систем (хотя немецкие журналы, такие как "AUDIO and STEREO", используют их годами), поскольку, на мой взгляд, звуковая подпись слишком сложна для того, чтобы можно было описать ее простым выставлением оценок. Два компонента могут иметь идентичные баллы, но при этом существенно различаться по особенностям звучания и в результате нравиться совершенно разным людям. Не трудно представить ситуацию, когда компонент с более низким баллом в действительности может лучше вписаться в вашу аудио систему из-за ваших личных предпочтений и/или синергии самой системы, чем компонент с более высоким баллом. Тем не менее, в случае с USB/SPDIF конвертерами, где большинство вариаций обусловлены различиями в разрешающей способности, ровности звучания (под «ровностью» я имею в виду отсутствие цифровой жесткости, зернистости и искусственной резкости) и способности разделять инструменты, я посчитал, что оценка в баллах даст вам более верное представление о различиях между тестируемыми экземплярами.


Транспорт dCS Scarlatti, который стал отправной точкой отсчета, получил базовую оценку 100 баллов.


Одной из композиций, наиболее часто используемой в ходе тестов, была 'La Spagna' в исполнении Atrium Musicæ de Madrid и Gregorio Paniagua (BIS-CD-163) – потрясающий образец музыки 15 века. В этой композиции используется множество ударных инструментов (треугольников, тарелок и т.д.), и записывалась она в помещении с прекрасной акустикой, что позволяет гораздо легче обнаруживать различия.


Результаты первого тура были следующими:


  • Matrix 24/96 - 60
  • Hegel HD2 - 65
  • Musical Fidelity V-Link II - 75
  • Stello CDT-100 - 75
  • Bryston BDP-1 - 80
  • Halide Design The Bridge - 80 (+5 при работе от USB карты SOtM)
  • M2Tech HiFace Evo - 80
  • Stello U3 - 85
  • JK SPDIF Mk3 - 90
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply - 90
  • Audiophilleo 1/2 - 95
  • Empirical Audio Off Ramp Turbo 5 - 95
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply (блок питания) + Evo Clock (тактовый генератор) - 100
  • dCS Scarlatti CD/SACD транспорт - 100 (+5 при использовании с ЦАПом dCS и включенной функцией Clock Link)

Что неудивительно, самый дешевый конвертер Matrix показал наихудшие результаты. Он выдавал наиболее «цифровой» звук с сильно выраженной жесткостью и зернистостью и хуже всех справлялся с передачей пространства, как будто весь воздух был выкачан. Полный комплект компонентов Evo продемонстрировал наилучшие результаты: самая высокая разрешающая способность и наилучшая передача высоких частот, прекрасное разделение инструментов, очень утонченное звучание – необычайно ровное и текучее. В плане разрешения, артикуляции и отсутствия зернистости он оказался даже лучше CD/SACD транспорта Scarlatti. Он немного отставал в плане тембра и текстуры, выдавая порой слегка легковесное и "воздушное" звучание, но в целом оба этих транспорта находились на одном уровне. Остальные конвертеры показали промежуточные результаты между этими двумя.


Несмотря на то, что некоторые конвертеры получили идентичные баллы, это не означает, что они звучат абсолютно одинаково. Например, конвертеры ORT 5 и AP1/2. Оба получили 95 баллов, и все же в их звучании есть некоторые отличия. ORT 5 звучит тяжеловато. С ним вы не получите столь же широкой звуковой сцены, как с AP1/2, вам будет не хватать пространственных ориентиров и продолжительного затухания звуков. Что касается сильных сторон, ORT 5 продемонстрировал наилучшую текстуру среди всех конвертеров, испытанных мной на тот момент, и был единственным конвертером, который полностью подходил в этом отношении моему CD/SACD транспорту Scarlatti.


AP превосходит ORT 5 по разрешению и микродинамике. Если настроить систему на AP, то ORT 5, скорее всего, будет звучать слегка приглушенно. По утверждению ряда пользователей, AP звучал слишком ярко в их системах. Полагаю, это может зависеть от компьютера (поскольку AP питается от USB шины, он во многом зависит от качества USB питания, поэтому здесь могут помочь USB карты наподобие SOtM с их встроенными малошумящими регуляторами напряжения). Оба конвертера можно улучшить, добавив выделенный блок питания.


AP недавно выпустил аккумуляторный блок питания под названием PurePower. Это устройство стоимостью $449 подходит для AP1 и AP2. Я недавно испытал его в деле и рекомендую вам.


На мой взгляд, в плане звука комбинация AP+PurePower теперь могла бы посоперничать с полным 3-коробочным вариантом M2Tech: она дешевле и с ней гораздо меньше проблем. Полный комплект M2Tech Evo включает 3 коробки, множество дополнительных кабелей и требует ручного переключения частот дискретизации. Более того, ресурсов аккумулятора хватает менее чем на 3,5 часа, а это означает, что для продолжительного прослушивания большинству пользователей понадобится отдельный источник питания для генератора и конвертера, что делает систему еще более сложной и дорогостоящей. Блок питания AP PurePower рассчитан почти на 15 часов непрерывной работы и сам подзаряжается от USB, когда воспроизведение останавливается. После первого раунда тестов я решил оставить себе Audiophilleo 1 и вернуть/продать остальные конвертеры, включая Halide Bridge, который раньше был моим контрольным образцом. Хотя мне очень хотелось оставить полный комплект M2Tech, его ощутимые неудобства для пользователя стали для меня непреодолимым препятствием. К тому же, AP1 предлагал массу дополнительных возможностей, что делало его абсолютно уникальным среди USB/SPDIF конвертеров: полнофункциональный цифровой предусилитель, дистанционное управление, отображающий частоту дисплей – это лишь неполный список его возможностей.


Спустя несколько недель после завершения первого раунда мне удалось одолжить два очень дорогих USB/SPDIF конвертера, которые мне всегда хотелось испытать, но не было возможности взять их ко времени первого раунда. Это dCS Puccini U-Clock и Soulution 590. При стоимости $4990 и $3000 соответственно они входят в число самых дорогих конвертеров, имеющихся сегодня на рынке. Они не плохи, но комплект M2Tech все же оказался лучше – и дешевле.


dCS Puccini U-Clock и Soulution 590

Если бы меня попросили составить расширенный список, включающий 3 новых конвертера, я бы дал им следующие оценки:


  • Matrix 24/96 - 60
  • Hegel HD2 - 65
  • Musical Fidelity V-Link II - 75
  • Stello CDT-100 - 75
  • Bryston BDP-1 - 80
  • Halide Design The Bridge - 80 (+5 при работе от USB карты SOtM)
  • M2Tech HiFace Evo - 80
  • Stello U3 - 85
  • JK SPDIF Mk3 - 90
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply – 90
  • Soulution 590 – 90 (+5 при работе от USB карты SOtM)
  • Audiophilleo 1/2 – 95
  • dCS U-Clock - 95 (+5 при использовании с ЦАПом dCS и включенной функцией Clock Link)
  • Empirical Audio Off Ramp Turbo 5 – 95
  • AP1 с аккумуляторным блоком питания PurePower - 95 (граничит с 100)
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply (блок питания) + Evo Clock (тактовый генератор) - 100
  • dCS Scarlatti CD/SACD транспорт - 100 (+5 при использовании с ЦАПом dCS и включенной функцией Clock Link)

На тот момент я решил прекратить поиски идеального USB/SPDIF конвертера. После тестирования 14 различных устройств из всех возможных ценовых категорий я чувствовал, что меня больше ничем не удивишь. Как оказалось потом, я ошибался!


Обедая с Крисом (главным редактором портала "Computer Audiophile") во время его ноябрьской поездки в Европу, я получил предложение протестировать Berkeley Alpha USB, обзор которого он делал для своего интернет-портала. Он также предложил мне помочь связаться с представителями компании Berkeley Audio Design, чего мне не удалось сделать несколькими месяцами ранее (в Польше нет дистрибьюторов продукции этой компании).


Конвертер Berkeley Alpha USB

Через несколько недель конвертер Berkeley Alpha USB доставили ко мне домой, и я был буквально сражен наповал как звучанием, так и качеством изготовления этого продукта.


Давайте начнем с технической составляющей. Мне не доводилось видеть USB/SPDIF конвертера, выполненного со столь пристальным вниманием к деталям.


Конвертер разделен на две части: «черновую» (справа), питаемую от USB и содержащую XMOS USB чип, и «чистовую», питаемую от встроенного линейного блока и содержащую клок-генераторы и выход SPDIF.


Конвертер Berkeley Alpha USB. Две части.

Alpha USB построен на XMOS чипе. Небольшой кварцевый генератор 24M над ним (X101) заставляет работать USB.


Конвертер Berkeley Alpha USB. XMOS чип.

«Черновая» и «чистовая» части изолированы чипом. Надпись на чипе была стерта, но я абсолютно уверен, что это ADuM* чип, изолирующий каналы интерфейса I2S между XMOS чипом и SPDIF выходом.


* Чипы ADuM - это цифровые изоляторы, построенные по технологии Analog Devices, Inc., iCoupler®. Сочетая высокоскоростной CMOS и технологию изготовления монолитных трансформаторов, эти изоляционные компоненты имеют потрясающие рабочие характеристики, превосходящие любые альтернативные решения, включая оптроны.


Конвертер Berkeley Alpha USB. Чип, изолирующий каналы интерфейса I2S между XMOS чипом и 
SPDIF выходом.

Чип защищен необычной ферритовой заслонкой – первый раз вижу подобное исполнение в аудиотехнике. Заслонка формирует своего рода кольцо, которое огораживает чип на 360 градусов (над и под печатной платой).


Конвертер Berkeley Alpha USB. Ферритовая заслонка.

Металлический экран еще сильнее улучшает изоляцию, разделяя внутреннее пространство на два отсека.


Конвертер Berkeley Alpha USB. Металлический экран.

В Berkeley Alpha USB используются тактовые генераторы производства Crystek: это модель с ультра низким фазовым шумом, одна из лучших – если не лучшая – из имеющихся на сегодняшний день. Эти тактовые генераторы были изготовлены специально для Berkeley Audio Design.


Конвертер Berkeley Alpha USB. Генераторы Crystek.

О качестве цифровых выходных трансформаторов можно судить по надписям над ними.


Конвертер Berkeley Alpha USB. Выходные трансформаторы.

Гнездо BNC с сопротивлением 75 Ом имеет прецизионное исполнение (об этом можно судить по белому «воротничку» вокруг центрального контакта) и произведено экспертом по подобным разъемам - компанией Bonar.


Конвертер Berkeley Alpha USB. Гнездо BNC.

Один из самых классных элементов дизайна Alpha USB – это исполнение входного разъема USB. 99,99% производителей делают подходящее отверстие в металлическом корпусе и устанавливают туда USB разъем. Но не Berkeley. Они проделали в корпусе прорезь размером дюйм на дюйм и вставили USB разъем в пластиковую пластину, чтобы уменьшить возможную емкостную связь между двумя элементами. Какой умный ход!


Конвертер Berkeley Alpha USB. Пластиковая пластина.

Что касается звучания, то это, без сомнения, лучший USB/SPDIF конвертер, который я тестировал. Лучше, чем транспорт dCS Scarlatti.


Другие конвертеры топ-уровня были очень, очень хороши, но все же не совершенны.


Комплект M2Tech, например, имеет весьма характерное звучание. Я бы описал его как «бесплотное, воздушное»: высокое разрешение, аналоговое звучание и огромная звуковая сцена, но при этом звук немного легковат, ему недостает веса и текстуры на средних частотах. ORT5, с другой стороны, звучит теплее, полнее, с более выраженной текстурой, но вместе с тем имеет более низкую детальность и менее качественное воспроизведение высоких частот в верхнем диапазоне в отличие от Evo (и в меньшей степени от транспорта Scarlatti). Можно сказать, что Berkeley Alpha USB наилучшим образом сочетает достоинства обоих и даже больше. Alpha USB имеет ту же текстуру, что ORT5 и Scarlatti транспорт, при этом сочетая ее с потрясающим разрешением, аналоговостью и звуковой сценой Evo. По этой части он даже идет на шаг впереди Evo: с Berkeley Alpha USB вы не просто слышите все детали, но и можете прочувствовать, как звуковая волна формируется и заставляет двигаться воздух, что придает 3D-объем звучанию инструментов. Говорю совершенно откровенно, я был поражен, когда впервые услышал это.


BADA-конвертер звучал чрезвычайно музыкально, с ПОЛНЫМ ОТСУТСТВИЕМ искусственной резкости, зернистости и цифровой жесткости. Помимо этого, разделение инструментов было более выражено, и вокруг них стало больше воздуха. Инструменты были не только лучше разделены в пространстве, но и их звучание стало более 3-мерным. Разрешающая способность также существенно выросла. Было слышно звуки, о которых даже не подозреваешь, что они есть на записи, а затухание высоких частот было более продолжительным, благодаря чему звуки значительно дольше зависали в пространстве. Самое замечательное заключалось в том, что звучание характеризовалось не только более высокой детальностью, но и в то же время стало настолько же более музыкальным и теплым. Обычно происходит как раз наоборот. Очень часто мы испытываем новый компонент или кабель и поначалу восторгаемся выросшим разрешением, но уже спустя несколько дней (после внимательнейшего прослушивания своих записей) обнаруживаем, что прирост в детальности оборачивается утомлением и приносит гораздо меньше удовольствия. Но не в этот раз. BADA невероятным образом повышает разрешение, придает звуку прозрачность и одновременно теплоту.


Для меня Alpha USB от Berkeley Audio Design определяет нынешний уровень развития в производстве USB/SPDIF конвертеров.


Финальные баллы по результатам поединка выглядят так:


  • Matrix 24/96 - 60
  • Hegel HD2 - 65
  • Musical Fidelity V-Link II - 75
  • Stello CDT-100 - 75
  • Bryston BDP-1 - 80
  • Halide Design The Bridge - 80 (+5 при работе от USB карты SOtM)
  • M2Tech HiFace Evo - 80
  • Stello U3 - 85
  • JK SPDIF Mk3 - 90
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply – 90
  • Soulution 590 – 90 (+5 при работе от USB карты SOtM)
  • Audiophilleo 1/2 – 95
  • dCS U-Clock - 95 (+5 при использовании с ЦАПом dCS и включенной функцией Clock Link)
  • Empirical Audio Off Ramp Turbo 5 – 95
  • AP1 с аккумуляторным блоком питания PurePower - 95 (граничит с 100)
  • M2Tech HiFace Evo + Evo Supply (блок питания) + Evo Clock (тактовый генератор) - 100
  • dCS Scarlatti CD/SACD транспорт - 100 (+5 при использовании с ЦАПом dCS и включенной функцией Clock Link)
  • Berkeley Audio Design Alpha USB – 110

Автор статьи: Elberoth. Дата: 08.03.2013.


Назад